© Медицинский

факультет

СПбГУ

2005 - 2013 гг.

Web-мастер

Бондаренко Е.Ю.

 

Всероссийская медико-биологическая

научная конференция молодых УЧЁНЫХ

"Фундаментальная наука и клиническая медицина"

 

 

Опубликовано 21.04.2014 13:11

 http://spbu.ru/about/university/announcements/events/20478-o-chem-govoril-valter-kofler

 

В СПбГУ прошла XVII Всероссийская медико-биологическая научная конференция с международным участием «Фундаментальная наука и клиническая медицина — человек и его здоровье», на которой молодые ученые представили работы, посвященные актуальным фундаментальным и прикладным вопросам экспериментальной, клинической, профилактической медицины и смежных медико-биологических наук.

Председатель организационного комитета конференции, профессор, д.м.н., декан медицинского факультета СПбГУ Петр Казимирович Яблонский отметил, что из года в год событие, традиция проведения которого заложена академиком Ю. В. Наточиным, позволяет выявлять все больше и больше талантов, как среди молодых исследователей, так и среди школьников. «Это смотр молодежи, — сказал профессор Яблонский. — Каждый год мы собираем около 500 участников, сегодня здесь находятся представители 12 стран».

Перед участниками конференции традиционно выступили с лекциями ведущие ученые. В этом году доклады прочитали всемирно известный австрийский исследователь, президент Международной академии наук (IAS), зарубежный член РАМН, профессор Вальтер Кофлер и профессор СПбГУ, д.м.н., руководитель отделения химиотерапии Санкт-Петербургского клинического онкологического диспансера Рашида Вахидовна Орлова.

Профессор Кофлер рассказал слушателям о философии для фундаментальной науки и прикладной медицины. Он отметил, что риски для здоровья и окружающей среды меняются, и сейчас впервые в истории человечества виртуальный мир оказывает на нас влияние: например, виртуальная экономика подвергает опасности реальную экономику. «В настоящее время есть два типа „школьной медицины“, которые до сих пор не связаны из-за дилеммы „тело — разум“, — рассказал профессор. — Это медицина для души без тела и медицина для тела без души, без вариантов объединить дилеммы «личность — общество» и «реальность, действительность и виртуальность» в медицине на повседневном уровне».

В чем же проблема? Эти дилеммы не могут быть решены научно? Или же они основаны на скрытых последствиях бессознательно используемых философских позиций?

Профессор Кофлер предложил обратиться к Эйнштейну. «У него была проблема, похожая на нашу: несовместимость между необходимыми понятиями. Определения движения Ньютона и Максвелла, казалось, исключали друг друга по аристотелевской логике — как психосоматика и основанная на естественной науке медицина, — пояснил лектор. — Эйнштейн эту проблему решил: он отметил, что в противоречии находится не природа, а содержание терминов».

Научные дисциплины часто основываются на предположениях, что их видение мира и используемые ими техники идеальны и применимы везде, а также что мир идеален и в целом тоже предсказуем. Эйнштейн опроверг эти положения, сказав, что любая теория и любой взгляд на мир — это только «свободные изобретения нашего разума», и они фокусируются на особых аспектах и ими ограничиваются. Поэтому никакая теория не может быть идеальной.
«Эти ограничения и варианты основаны на философских инструментах, — заметил профессор Кофлер. — Таким образом, нам нужны более подходящие инструменты и возрождение принятия философии в рамках медицины. Поэтому медицина должна привносить теории из связанных с ней смежных дисциплин, чтобы модифицировать свои инструменты в соответствии с нуждами. Но при этом не стоит забывать, что наука, научные термины и карты — всего лишь изобретения людей, которые помогают ориентироваться в реальности. Врачи — не физики, не биологи и не психологи. Мы также и не философы, а только пользователи различных дисциплин — в соответствии с их современным состоянием, — и можем выбирать из них, особенно если приняты несовместимые позиции. Таким образом, решение об особом инструменте — это заявление о личной позиции в рамках, например, противоречащих друг другу онтологий в философии. Правильно будет совмещать и модифицировать такие предложения — при условии, что это делается логически правильным образом».

Лекция профессора Рашиды Вахидовны Орловой была посвящена прогностическим и предиктивным факторам как основе индивидуализации противоопухолевого лечения. Она рассказала, что на сегодняшний день медицина позволяет спасти большую часть онкобольных пациентов или хотя бы существенно продлить их жизнь, не слишком жертвуя ее качеством. «На лекциях я говорю студентам о том, что какую бы область медицины они ни выбрали, с онкологией придется столкнуться — на этапе диагностики, лечения или на любом другом. Злокачественные опухоли — вторая причина смерти в мире. При этом смертность от рака не снижается. Исключение мы можем наблюдать только в США, где каждый год от этой болезни умирает все меньше людей. В России же динамика развивается», — объяснила профессор Орлова.

Основными причинами высокой смертности от злокачественных опухолей являются биологические особенности опухоли (кинетика роста, способность к метастазированию, механизмы резистентности и т.д.); выявление заболевания в местно-распространенной и метастатической стадиях; отсутствие четких факторов, определяющих прогноз и алгоритмы противоопухолевого лечения.

За последние 30 лет произошел несомненный прогресс как в фундаментальной, так и в клинической онкологии. Существенно увеличились познания о причинах канцерогенеза, механизмах функционирования опухолевых клеток, определены звенья сигнального пути, что позволило определить потенциальные мишени, играющие ключевую роль в развитии опухолевого процесса.

Достижения современной медицины позволяют сделать назначение противоопухолевого лечения индивидуализированным для конкретного больного. «Такой подход к терапии, безусловно, увеличивает частоту объективного регресса опухоли, а значит, и продолжительность жизни», — подчеркнула Рашида Вахидовна.

В ходе конференции были представлены устные и стендовые доклады клинической и медико-биологической тематики, посвященные широкому кругу проблем морфологии, физиологии, патологии, фармакологии, биофизики, биохимии, генетики, всех отраслей клинической и профилактической медицины. Кроме того, все желающие могли познакомиться с обучающим оборудованием для студентов-медиков: виртуальным анатомическим столом — трехмерной моделью человеческого тела (мужского и женского) со всеми органами и тканями, характерными для нормальной анатомии человека, а также муляжами для изучения анатомии из искусственных белковых тканей (имитацией тела человека со скелетом и синтетическими мягкими тканями, включающей имитацию всех внутренних органов, нервной и сосудистой систем).