Кафедра анестезиологии и реаниматологии
Заведующий кафедрой:
доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ
Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure
Кафедра расположена по адресу: Санкт-Петербург, Учебный переулок, д. 5
СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница №2»
Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Специалист по методической работе — Долгая Надежда Сергеевна.
Контактная информация: +7(911) 941-72-04
Заведующий учебной частью кафедры — Ковалев Сергей Владимирович,
доцент, кандидат медицинских наук
тел. +7 (951) 655-86-83; +7 (965) 092-95-57.
Ответственный за научную работу кафедры — Шах Борис Николаевич,
профессор кафедры, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник;
тел. +7 (921) 957-78-81.
История кафедры
В 1998 году при Кафедре хирургии СПбГУ был организован доцентский курс по анестезиологии и реаниматологии, который возглавила к.м.н., доцент Прокофьева Марина Владимировна, имеющая к этому времени опыт преподавательской работы в 1-ом ЛМИ. В 2003 году доцент Прокофьева М.В. вернулась в «alma mater», а курс с этого времени по 2011 год последовательно преподавали доцент Хорохордин Н.Е. и доктор медицинских наук Боровских Н.А. В 2011 году решением Ученого Совета СПбГУ была создана Кафедра анестезиологии и реаниматологии. С 2011 по 2013 гг. кафедрой руководил профессор Полушин Ю.С., перешедший в дальнейшем на работу в ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. С 2013 года Кафедру анестезиологии и реаниматологии СПбГУ возглавляет заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Волчков В.А.
Определение специальности
Анестезиология и реаниматология (код и наименование группы 31.06.01 — Клиническая медицина; шифр специальности — 14.01.20) — область науки, занимающаяся теоретическим обоснованием и практической разработкой методов зашиты организма от чрезвычайных воздействий в связи с хирургическими вмешательствами, а также критическими, угрожающими жизни состояниями, вызванными различными заболеваниями, травмами, отравлениями.
Анестезиология — клиническая дисциплина, задачами которой является разработка методов управления витальными функциями организма и безопасности больного в процессе оперативных вмешательств, родов, проведения диагностических процедур. Реаниматология — раздел клинической медицины, изучающий патофизиологические особенности и закономерности развития остро возникающих критических состояний и разрабатывающий методы их профилактики и лечения. Совершенствование методов анестезии и управления жизненно важными функциями организма способствует улучшению результатов сложных хирургических операций и сохранению жизни людей, находящихся в крайне тяжелом состоянии вследствие заболеваний, травм, влияния экстремальных ситуаций (землетрясение, пожары, взрывы, катастрофы) и пр.
Анестезиолого-реаниматологическая помощь предусматривает:
- комплекс лечебных мероприятий по защите и управлению жизненно важными функциями больного при хирургических вмешательствах, перевязках, родах, манипуляциях и сложных методах исследований — анестезию;
- комплекс лечебных мероприятий, направленных на профилактику, поддержание, управление (вплоть до полной замены) и нормализацию нарушенных жизненно важных функций организма, представляющих реальную угрозу для жизни пациента — интенсивную терапию (интенсивное лечение);
- комплекс мер, направленных на раннюю диагностику изменений гомеостаза у больных при хирургических вмешательствах и угрозе развития критического состояния — интенсивное наблюдение (мониторинг);
- устранение болевых синдромов различного генеза — аналгезию;
- комплекс приемов и мер при остановке дыхания и кровообращения — реанимацию.
Области исследований:
- Разработка и усовершенствование методов анестезии в специализированных разделах медицины, в том числе трансплантологии.
- Изучение синдромов критических состояний организма и внедрение в клиническую практику новых методов искусственной вентиляции легких, искусственного кровообращения, экстракорпоральной детоксикации, гипербарической и экстракорпоральной мембранной оксигенации.
- Экспериментальные и клинические исследования по изучению механизма действия фармакологических средств, применяемых при анестезии, реанимации и интенсивной терапии.
- Разработка и внедрение в клиническую практику дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры на основе новых технологий.
- Теоретическое обоснование и практическая реализация программ инфузионно-трансфузионной терапии и парентерального питания в различных областях медицины.
УЧЕБНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ
Цель и задачи обучения на кафедре
Целью является освоение студентами, клиническими ординаторами и слушателями теоретических основ и практических навыков по вопросам анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Изучаются способы защиты пациента от операционной травмы, целенаправленное повышение резервных возможностей организма, коррекция возникающих вследствие операции физиологических и патофизиологических сдвигов в системах и органах, а также методы и приемы максимально быстрого выведения больного из угрожающего жизни состояния, предупреждения и лечения острого и хронического болевого синдрома.
Задачами обучения является подготовка высококвалифицированного врача, обладающего знаниями по диагностике и лечению неотложных состояний, имеющего представление о современных возможностях анестезиологической и реаниматологической помощи, которые необходимы для обеспечения профессиональной деятельности по специальности анестезиология и реаниматология. Помимо высокого профессионального уровня, в процессе обучения предусматривается воспитание высоких морально-психологических, нравственных и волевых качеств, необходимых врачу анестезиологу-реаниматологу. В частности, готовность на основе фундаментальных знаний медицинских, гуманитарных, естественно научных и социально-экономических дисциплин рационально использовать приобретенные знания и опыт, а также оперативно решать сложные профессиональные задачи в нестандартных ситуациях, требующих инициативы, быстрой мобилизации своих возможностей.
Для успешного освоения дисциплин, преподаваемых на кафедре, обучающийся должен иметь предварительную подготовку в объеме полных курсов по нормальной анатомии и нормальной физиологии, патологической анатомии и патологической физиологии, фармакологии, микробиологии, иммунологии, топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней, общему уходу за больными, истории медицины и т.д. Освоение курса иностранного языка необходимо для работы с иностранной медицинской литературой, библиографическими и электронными информационными ресурсами.
Контингент обучающихся на кафедре:
- Специалитет:
- 2 курс (лечебное дело)
- 3 курс (лечебное дело)
- 4 курс (стоматология и медицинские технологии)
- 6 курс (лечебное дело)
- Постдипломное обучение.
- Внеаудиторные занятия — кружок СНО кафедры.
2 курс (лечебное дело)
«Учебная практика: неотложная доврачебная помощь при критических состояниях»
Цели и задачи учебных занятий.
Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических основ и практических навыков оказания неотложной доврачебной помощи и проведения реанимационных мероприятий при жизнеугрожающих критических состояниях.
Результаты изучения дисциплины:
- способность и готовность диагностировать наиболее распространенные острые формы нарушений сознания, дыхания и кровообращения;
- овладение основными навыками и манипуляциями, необходимыми для оказания первичного реанимационного комплекса, поддержания витальных функций под руководством врача-специалиста, допущенного к осуществлению медицинской деятельности в установленном порядке.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
- студенты должны изучить причины и механизмы развития терминального состояния, основные синдромы при нарушениях жизненно-важных функций организма;
- студенты должны приобрести практические навыки по элементарному комплексу сердечно-легочной реанимации при развитии терминального состояния;
- студенты должны ознакомиться с основными принципами организации неотложной помощи при острых критических состояниях на догоспитальном этапе, необходимыми средствами для ее оказания.
Тематический план лекций по дисциплине:
- Общее представление о неотложной, экстренной, анестезиологической и реаниматологической помощи в повседневной практике и в чрезвычайных ситуациях. Понятие о терминальных состояниях. Виды терминальных состояний, механизмы развития, клиническая картина.
- Клиническая смерть, диагностика, сердечно-легочная реанимация (элементарный реанимационный комплекс — BLS)
- Неотложная доврачебная помощь при острых нарушениях дыхания и кровообращения.
Проводятся 6 практических занятий с использованием манекенов, посещением отделения реанимации и интенсивной терапии.
Рабочая программа учебной дисциплины
3 курс (лечебное дело) — «Медицина катастроф (токсикология)»
Цели и задачи учебных занятий:
Цель «Медицины катастроф (токсикологии)» как учебной дисциплины - обучение будущих врачей умению обеспечивать медицинскую защиту людей от поражающего действия отравляющих и высокотоксичных веществ при чрезвычайных ситуациях, грамотно решать задачи по сохранению жизни, здоровья и работоспособности личного состава медицинской службы и населения в условиях контакта с опасными химическими веществами и источниками ионизирующих излучений.
Задачи:
В задачи цикла обучения по дисциплине входит изучение студентами:
- характеристики очагов, создаваемых токсичными химическими веществами в военное время и в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- патологии, клиники и лечения поражений токсичными химическими веществами;
- способов и средств защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений и формирований при действии факторов химической природы в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- средств индивидуальной защиты от отравляющих и высокотоксичных веществ;
- медицинских средств профилактики, оказания медицинской помощи и лечения поражений токсичными химическими веществами;
- основ оценки химической обстановки;
- принципов организации химического контроля;
- основных мероприятий по организации и проведению санитарной обработки населения, дегазации продуктов питания и воды на этапах медицинской эвакуации.
Тематический план лекций по дисциплине:
- Высокотоксичные химические вещества пульмонотоксического и раздражающего действия.
- Токсичные химические вещества общеядовитого действия.
- Токсичные химические вещества цитотоксического действия.
- Отравляющие и высокотоксичные вещества нейротоксического действия.
4 курс (стоматология и медицинские технологии): «Военная и экстремальная медицина (токсикология)»
Цели и задачи учебных занятий:
Цель «Медицины катастроф (токсикологии)» как учебной дисциплины — обучение будущих врачей умению обеспечивать медицинскую защиту людей от поражающего действия отравляющих и высокотоксичных веществ при чрезвычайных ситуациях, грамотно решать задачи по сохранению жизни, здоровья и работоспособности личного состава медицинской службы и населения в условиях контакта с опасными химическими веществами и источниками ионизирующих излучений.
Задачи:
В задачи цикла обучения по дисциплине входит изучение студентами:
- характеристики очагов, создаваемых токсичными химическими веществами в военное время и в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- патологии, клиники и лечения поражений токсичными химическими веществами;
- способов и средств защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений и формирований при действии факторов химической природы в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- средств индивидуальной защиты от отравляющих и высокотоксичных веществ;
- медицинских средств профилактики, оказания медицинской помощи и лечения поражений токсичными химическими веществами;
- основ оценки химической обстановки;
- принципов организации химического контроля;
- основных мероприятиий по организации и проведению санитарной обработки населения, дегазации продуктов питания и воды на этапах медицинской эвакуации.
Тематический план лекций по дисциплине:
- Высокотоксичные химические вещества пульмонотоксического и раздражающего действия.
- Токсичные химические вещества общеядовитого действия.
- Токсичные химические вещества цитотоксического действия.
- Отравляющие и высокотоксичные вещества нейротоксического действия.
6 курс (лечебное дело) — Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Цели и задачи учебных занятий 6 курс.
Анестезиология и реаниматология является отраслью медицинских знаний, изучающей причины возникновения, особенности развития критических состояний у больных и пострадавших и их лечения, а также возможности управления жизненно важными функциями организма во время анестезии при травматичных операциях и вмешательствах.
Предметом изучения анестезиологии и реаниматологии являются способы защиты пациента от операционной травмы, целенаправленного повышения резервных возможностей организма, осуществление при необходимости коррекции возникающих вследствие операции функциональных сдвигов, а также методы и приемы максимально быстрого выведения больного из угрожающего жизни состояния, предупреждения и лечения острого и хронического болевого синдрома.
Объектом анестезиологии и реаниматологии являются больные, пострадавшие и раненые различного профиля, лечение которых в клинической практике осуществляется с участием анестезиологов-реаниматологов.
Целью изучения данной дисциплины является обучение выпускника СПбГУ приемам диагностики и лечения жизнеугрожающих состояний в объеме врачебной помощи, а также знакомство его с основными способами анестезиологической защиты при разных оперативных вмешательствах, а также методами и средствами интенсивной терапии в периоперационном периоде с подготовкой его к практической деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и «Квалификационными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040100 — Лечебное дело».
Задачи обучения : подготовка высококвалифицированного врача, обладающего знаниями по диагностике и лечению неотложных состояний, имеющего представление о современных возможностях анестезиологической и реаниматологической помощи, которые необходимы для обеспечения профессиональной деятельности по своему профилю.
Помимо высокого профессионального уровня, в процессе обучения предусматривается воспитать у обучающегося высокие морально-психологические, нравственные и волевые качества, необходимые врачу. В частности, готовность на основе фундаментальных знаний медицинских, гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин рационально использовать приобретенные знания и опыт, а также оперативно решать сложные профессиональные задачи в нестандартных ситуациях, требующих инициативы, быстрой мобилизации своих возможностей.
Тематический план лекций по дисциплине:
- Организация анестезиологической и реаниматологической службы. Особенности и современные тенденции. Компоненты анестезии и интенсивной терапии.
- Острая дыхательная недостаточность. Клиника, диагностика, принципы интенсивной терапии.
- Респираторный дистресс-синдром. Клиника, диагностика, интенсивная терапия.
- Терминальные состояния. Классификация, клиника, патофизиология, методы интенсивной терапии
- Острая недостаточность кровообращения. Классификация, клиника, диагностика, основные направления интенсивной терапии.
- Коматозные состояния. Клиника, диагностика и интенсивная терапия.
- Сепсис и септический шок. Клиника, диагностика, интенсивная терапия.
Внеаудиторная работа со студентами
На кафедре существует кружок СНО, который посещают студенты 3–6 курсов. Задачей СНО является дополнительная подготовка в области фундаментальных медицинских дисциплин, необходимых для дальнейшего освоения специальности анестезиология и реаниматология. Студенты делают доклады, участвуют в обсуждении темы совместно с руководителем СНО (доцент С.В. Ковалев). Также студенты выполняют обзоры литературы по избранным тематикам и также готовят по результатам доклад. Из числа членов СНО ежегодно несколько человек выполняют на нашей кафедре выпускную квалификационную работу, участвуют в конкурсном отборе в клиническую ординатуру.
Последипломная подготовка
Формы постдипломной подготовка на кафедре:
- Клиническая ординатура (очная форма обучения)
- Клиническая аспирантура (очная и заочная форма обучения)
- Тематический сертификационный цикл усовершенствования (144 часа)
- Программа профессиональной переподготовки (506 часов).
Клиническая ординатура
Поступление в клиническую ординатуру кафедры анестезиологии и реаниматологии проходит по результатам письменного вступительного экзамена. Имеется возможность обучения за счет федерального бюджета или на платной (контрактной) основе.
Срок обучения в клинической ординатуре — 2 года, в конце обучения проводится Итоговая государственная аттестация с выдачей свидетельства об окончании клинической ординатуры и сертификационный экзамен с выдачей сертификата специалиста по анестезиологии и реаниматологии.
Цель учебных занятий: подготовка квалифицированного врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога,обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Анестезиология и реаниматология»
Задачи учебных занятий:
- Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача анестезиолога-реаниматолога и способного успешно решать свои профессиональные задачи.
- Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача анестезиолога-реаниматолога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии.
- Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере анестезиологии.
- Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов.
- Сформировать у врача знание устройства и умение пользоваться современной наркозно-дыхательной и следящей аппаратурой, обучить существующим технологиям мониторинга.
- Подготовить специалиста, способного провести анестезиологическое обеспечение в различных областях хирургии у пациентов всех возрастных групп с учетом имеющейся сопутствующей патологии.
- Подготовить специалиста, владеющего современными методиками проведения интенсивной терапии при различных заболеваниях, состояниях и травмах, освоившего технологии поддержания и протезирования функций организма человека.
- Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по анестезиологии и реаниматологии и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
- Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
Обучение включает в себя теоретический курс (лекции, семинары) и практические занятия, которые проводятся на клинических базах кафедры. Теоретический курс, который проходит на кафедре анестезиологии и реаниматологии включает в себя следующие учебные дисциплины по специальности Анестезиология и реаниматология:
- Способы защиты пациента от операционного стресса при абдоминальных, торакальных, сердечно-сосудистых хирургических вмешательствах.
- Критические состояния и интенсивная терапия при хирургической и терапевтической патологии.
- Клиническая анатомия, физиология и биохимия.
- Клиническая фармакология в анестезиологии и реаниматологии.
- Респираторная поддержка.
- Регионарная анестезия.
- Неотложная токсикология и наркология.
- Лечение острых и хронических болевых синдромов.
- Сепсис и септический шок.
В рамках приобретения необходимых мануальных навыков проводится обучающий симуляционный курс с использованием манекенов. Таким образом, отрабатываются навыки интубации трахеи, катетеризации центральных и периферических вен, регионарной анестезии, мероприятий по сердечно-легочной реанимации и т.п. Практическая работа ординаторов проходит в отделениях анестезиологии и реанимации крупных медицинских центров Санкт-Петербурга: НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, Александровская городская больница, Введенская клиническая больница, Городская многопрофильная больница № 2. В этих стационарах клинические ординаторы под руководством преподавателей кафедры, ведут лечебную работу совместно с врачами анестезиологами-реаниматологами и заведующими профильных отделений. В течение первого года обучения практика проходит в операционных, где приобретаются навыки проведения анестезии в различных областях хирургии. Обязательными являются дежурства клинических ординаторов по скорой помощи, освоение принципов проведения экстренной анестезии в ургентных ситуациях. На втором году обучения практическая работа ординаторов проходит в отделениях реанимации и интенсивной терапии, где приобретаются навыки ведения больных в критических состояниях и планового послеоперационного лечения. Клинические ординаторы участвуют в обходах и клинических разборах, которые проводятся на клинической базе.
Клиническая аспирантура
Обучение в аспирантуре осуществляется в очной и заочной формах. См. http://abiturient.spbu.ru/
Цели и задачи учебных занятий
Цель учебных занятий: Углубление и расширение знаний в области анестезиологии-реаниматологии, необходимых для подготовки квалифицированного врача-исследователя, готового к самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности по специальности «Анестезиология и реаниматология».
Задачи учебных занятий:
- Углубленное изучение современных методов оказания анестезиологической помощи в различных областях медицины.
- Углубленное изучение методов интенсивной терапии критических состояний и способов частичного и полного замещения функций органов и систем.
- Ознакомление врача-исследователя с последними научными достижениями в области анестезиологии и реаниматологии и результатами основных зарубежных и отечественных научных исследований последних лет.
- Подготовка специалиста готового к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области анестезиологии-реаниматологии и смежных медицинских дисциплин.
- Подготовка специалиста готового к самостоятельной педагогической деятельности в области анестезиологии и реаниматологии
Тематический сертификационный цикл «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии»
Цикл тематического усовершенствования проводится ежегодно, как на бюджетной, так и на платной основе. Длительность обучения — 144 часа, по окончании выдается удостоверение о повышении квалификации и продлевается сертификат специалиста.
Цель учебных занятий цикла:
На основе последних достижений в области медицинских дисциплин и особенностей профессиональной деятельности углубить теоретические знания и усовершенствовать практические навыки врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога и расширить профессиональные компетенции в области наиболее актуальных проблем специальности «Анестезиология и реаниматология».
Задачи учебных занятий:
- Совершенствовать профессиональную подготовку врача анестезиолога-реаниматолога в области юридических аспектов специальности.
- Расширить знания и совершенствовать практические навыки в области этиологии, патогенезе, диагностики и современных методик лечения острых и хронических болевых синдромов у пациентов всех возрастных групп с учетом имеющейся сопутствующей патологии.
- Совершенствовать знания врача анестезиолога-реаниматолога в вопросах диагностики и лечения сепсиса у больных хирургического профиля, пациентов с политравмой и термическими поражениями.
- Углубить имеющиеся знания и совершенствовать практические навыки в проведении респираторной поддержки у больных СОЛП, РДС и других критических состояниях, в т.ч. с использованием дыхательной аппаратуры экспертного класса.
- общей анестезии в различных областях хирургии, в том числе с применением регионарной анестезии и современных ингаляционных анестетиков.
Основные направления научной деятельности кафедры
Анестезиологическое и реаниматологическое обеспечение кардиоторакальных, общехирургических, сосудистых, урологических и прочих операций и вмешательств; Реанимационная помощь больным с острым инфарктом миокарда, нарушениями сердечного ритма и дыхательной недостаточностью; Усовершенствование методов диагностики и интенсивной терапии пострадавших с тяжелыми сочетанными травмами, экзогенными интоксикациями, тяжелым сепсисом и септическим шоком, сопровождающихся выраженными гемокоагуляционными нарушениями; Лечение выраженных болевых синдромов.
Преподаватели кафедры анестезиологии и реаниматологии
Шах Борис Николаевич
23 декабря 2015Преображенская Татьяна Николаевна
23 декабря 2015Ларин Дмитрий Геннадиевич
23 декабря 2015Ковалев Сергей Владимирович
23 декабря 2015Бояркин Андрей Александрович
23 декабря 2015Кузнецов Олег Анатольевич
23 декабря 2015Афончиков Вячеслав Сергеевич
23 декабря 2015Волчков Владимир Анатольевич
23 декабря 2015Нефедов Андрей Витальевич
23 декабря 2015Лебедева Елена Сергеевна
23 декабря 2015
Клинические базы
- СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница №2»
- ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. И.И. Джанелидзе»
- СПбГБУЗ «Введенская городская клиническая больница» (Больница N32)
- ФГБУ «СПбНИИ Фтизиопульмонологии» МЗ РФ
- СПб ГБУЗ «Госпиталь ветеранов войн»