Кафедра анестезиологии и реаниматологии

 

Заведующий кафедрой:

Волчков Владимир Анатольевич

доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ

 

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure

 

Кафедра расположена по адресу: Санкт-Петербург, Учебный переулок, д. 5
СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница №2»
Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Специалист по методической работе — Долгая Надежда Сергеевна.
Контактная информация: +7(911) 941-72-04

Заведующий учебной частью кафедры — Ковалев Сергей Владимирович,
доцент, кандидат медицинских наук
тел. +7 (951) 655-86-83; +7 (965) 092-95-57.

Ответственный за научную работу кафедры — Шах Борис Николаевич,
профессор кафедры, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник;
тел. +7 (921) 957-78-81.

История кафедры

В 1998 году при Кафедре хирургии СПбГУ был организован доцентский курс по анестезиологии и реаниматологии, который возглавила к.м.н., доцент Прокофьева Марина Владимировна, имеющая к этому времени опыт преподавательской работы в 1-ом ЛМИ. В 2003 году доцент Прокофьева М.В. вернулась в «alma mater», а курс с этого времени по 2011 год последовательно преподавали доцент Хорохордин Н.Е. и доктор медицинских наук Боровских Н.А. В 2011 году решением Ученого Совета СПбГУ была создана Кафедра анестезиологии и реаниматологии. С 2011 по 2013 гг. кафедрой руководил профессор Полушин Ю.С., перешедший в дальнейшем на работу в ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. С 2013 года Кафедру анестезиологии и реаниматологии СПбГУ возглавляет заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Волчков В.А.

 

Определение специальности

Анестезиология и реаниматология (код и наименование группы 31.06.01 — Клиническая медицина; шифр специальности — 14.01.20) — область науки, занимающаяся теоретическим обоснованием и практической разработкой методов зашиты организма от чрезвычайных воздействий в связи с хирургическими вмешательствами, а также критическими, угрожающими жизни состояниями, вызванными различными заболеваниями, травмами, отравлениями.

Анестезиология — клиническая дисциплина, задачами которой является разработка методов управления витальными функциями организма и безопасности больного в процессе оперативных вмешательств, родов, проведения диагностических процедур. Реаниматология — раздел клинической медицины, изучающий патофизиологические особенности и закономерности развития остро возникающих критических состояний и разрабатывающий методы их профилактики и лечения. Совершенствование методов анестезии и управления жизненно важными функциями организма способствует улучшению результатов сложных хирургических операций и сохранению жизни людей, находящихся в крайне тяжелом состоянии вследствие заболеваний, травм, влияния экстремальных ситуаций (землетрясение, пожары, взрывы, катастрофы) и пр.

Анестезиолого-реаниматологическая помощь предусматривает:

  • комплекс лечебных мероприятий по защите и управлению жизненно важными функциями больного при хирургических вмешательствах, перевязках, родах, манипуляциях и сложных методах исследований — анестезию;
  • комплекс лечебных мероприятий, направленных на профилактику, поддержание, управление (вплоть до полной замены) и нормализацию нарушенных жизненно важных функций организма, представляющих реальную угрозу для жизни пациента — интенсивную терапию (интенсивное лечение);
  • комплекс мер, направленных на раннюю диагностику изменений гомеостаза у больных при хирургических вмешательствах и угрозе развития критического состояния — интенсивное наблюдение (мониторинг);
  • устранение болевых синдромов различного генеза — аналгезию;
  • комплекс приемов и мер при остановке дыхания и кровообращения — реанимацию.

Области исследований:

  1. Разработка и усовершенствование методов анестезии в специализированных разделах медицины, в том числе трансплантологии.
  2. Изучение синдромов критических состояний организма и внедрение в клиническую практику новых методов искусственной вентиляции легких, искусственного кровообращения, экстракорпоральной детоксикации, гипербарической и экстракорпоральной мембранной оксигенации.
  3. Экспериментальные и клинические исследования по изучению механизма действия фармакологических средств, применяемых при анестезии, реанимации и интенсивной терапии.
  4. Разработка и внедрение в клиническую практику дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры на основе новых технологий.
  5. Теоретическое обоснование и практическая реализация программ инфузионно-трансфузионной терапии и парентерального питания в различных областях медицины.

 

УЧЕБНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

Цель и задачи обучения на кафедре

Целью является освоение студентами, клиническими ординаторами и слушателями теоретических основ и практических навыков по вопросам анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Изучаются способы защиты пациента от операционной травмы, целенаправленное повышение резервных возможностей организма, коррекция возникающих вследствие операции физиологических и патофизиологических сдвигов в системах и органах, а также методы и приемы максимально быстрого выведения больного из угрожающего жизни состояния, предупреждения и лечения острого и хронического болевого синдрома.

Задачами обучения является подготовка высококвалифицированного врача, обладающего знаниями по диагностике и лечению неотложных состояний, имеющего представление о современных возможностях анестезиологической и реаниматологической помощи, которые необходимы для обеспечения профессиональной деятельности по специальности анестезиология и реаниматология. Помимо высокого профессионального уровня, в процессе обучения предусматривается воспитание высоких морально-психологических, нравственных и волевых качеств, необходимых врачу анестезиологу-реаниматологу. В частности, готовность на основе фундаментальных знаний медицинских, гуманитарных, естественно научных и социально-экономических дисциплин рационально использовать приобретенные знания и опыт, а также оперативно решать сложные профессиональные задачи в нестандартных ситуациях, требующих инициативы, быстрой мобилизации своих возможностей.

Для успешного освоения дисциплин, преподаваемых на кафедре, обучающийся должен иметь предварительную подготовку в объеме полных курсов по нормальной анатомии и нормальной физиологии, патологической анатомии и патологической физиологии, фармакологии, микробиологии, иммунологии, топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней, общему уходу за больными, истории медицины и т.д. Освоение курса иностранного языка необходимо для работы с иностранной медицинской литературой, библиографическими и электронными информационными  ресурсами.

Контингент обучающихся на кафедре:

  1. Специалитет:
    • 2 курс (лечебное дело)
    • 3 курс (лечебное дело)
    • 4 курс (стоматология и медицинские технологии)
    • 6 курс (лечебное дело)
  2. Постдипломное обучение.
  3. Внеаудиторные занятия — кружок СНО кафедры.

 

2 курс (лечебное дело) 
«Учебная практика: неотложная доврачебная помощь при критических состояниях»

Цели и задачи учебных занятий.

Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических основ и практических навыков оказания неотложной доврачебной помощи и проведения реанимационных мероприятий при жизнеугрожающих критических состояниях.

Результаты изучения дисциплины:

  • способность и готовность диагностировать наиболее распространенные острые формы нарушений сознания, дыхания и кровообращения;
  • овладение основными навыками и манипуляциями, необходимыми для оказания первичного реанимационного комплекса, поддержания витальных функций под руководством врача-специалиста, допущенного к осуществлению медицинской деятельности в установленном порядке.

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:

  • студенты должны изучить причины и механизмы развития терминального состояния, основные синдромы при нарушениях жизненно-важных функций организма;
  • студенты должны приобрести практические навыки по элементарному комплексу сердечно-легочной реанимации при развитии терминального состояния;
  • студенты должны ознакомиться с основными принципами организации неотложной помощи при острых критических состояниях на догоспитальном этапе, необходимыми средствами для ее оказания.

 Тематический план лекций по дисциплине:

  1. Общее представление о неотложной, экстренной, анестезиологической и реаниматологической помощи в повседневной практике и в чрезвычайных ситуациях. Понятие о терминальных состояниях. Виды терминальных состояний, механизмы развития, клиническая картина.
  2. Клиническая смерть, диагностика,  сердечно-легочная реанимация (элементарный реанимационный комплекс — BLS)
  3. Неотложная доврачебная помощь при острых нарушениях дыхания и кровообращения.
    Проводятся 6 практических занятий с использованием манекенов, посещением отделения реанимации и интенсивной терапии.

Рабочая программа учебной дисциплины

 

3 курс (лечебное дело) — «Медицина катастроф (токсикология)»

Цели и задачи учебных занятий:

Цель «Медицины катастроф (токсикологии)» как учебной дисциплины - обучение будущих врачей умению обеспечивать медицинскую защиту людей от поражающего действия отравляющих и высокотоксичных веществ при чрезвычайных ситуациях, грамотно решать задачи по сохранению жизни, здоровья и работоспособности личного состава медицинской службы и населения в условиях контакта с опасными химическими веществами и источниками ионизирующих излучений.

Задачи:

В задачи цикла обучения по дисциплине входит изучение студентами:

  1. характеристики очагов, создаваемых токсичными химическими веществами в военное время и в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  2. патологии, клиники и лечения поражений токсичными химическими веществами;
  3. способов и средств защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений и формирований при действии факторов химической природы в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  4. средств индивидуальной защиты от отравляющих и высокотоксичных веществ;
  5. медицинских средств профилактики, оказания медицинской помощи и лечения поражений токсичными химическими веществами;
  6. основ оценки химической обстановки;
  7. принципов организации химического контроля;
  8. основных мероприятий по организации и проведению санитарной обработки населения, дегазации продуктов питания и воды на этапах медицинской эвакуации.

Тематический план лекций по дисциплине:

  1. Высокотоксичные химические вещества пульмонотоксического и раздражающего действия.
  2. Токсичные химические вещества общеядовитого действия.
  3. Токсичные химические вещества цитотоксического действия.
  4. Отравляющие и высокотоксичные вещества нейротоксического действия.

Рабочая программа дисциплины

 

4 курс (стоматология и медицинские технологии): «Военная и экстремальная медицина (токсикология)»

Цели и задачи учебных занятий:

Цель «Медицины катастроф (токсикологии)» как учебной дисциплины — обучение будущих врачей умению обеспечивать медицинскую защиту людей от поражающего действия отравляющих и высокотоксичных веществ при чрезвычайных ситуациях, грамотно решать задачи по сохранению жизни, здоровья и работоспособности личного состава медицинской службы и населения в условиях контакта с опасными химическими веществами и источниками ионизирующих излучений.

Задачи:

В задачи цикла обучения по дисциплине входит изучение студентами:

  1. характеристики очагов, создаваемых токсичными химическими веществами в военное время и в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  2. патологии, клиники и лечения поражений токсичными химическими веществами;
  3. способов и средств защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений и формирований при действии факторов химической природы в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  4. средств индивидуальной защиты от отравляющих и высокотоксичных веществ;
  5. медицинских средств профилактики, оказания медицинской помощи и лечения поражений токсичными химическими веществами;
  6. основ оценки химической обстановки;
  7. принципов организации химического контроля;
  8. основных мероприятиий по организации и проведению санитарной обработки населения, дегазации продуктов питания и воды на этапах медицинской эвакуации.

Тематический план лекций по дисциплине:

  1. Высокотоксичные химические вещества пульмонотоксического и раздражающего действия.
  2. Токсичные химические вещества общеядовитого действия.
  3. Токсичные химические вещества цитотоксического действия.
  4. Отравляющие и высокотоксичные вещества нейротоксического действия.

 

6 курс (лечебное дело) — Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия

Цели и задачи учебных занятий 6 курс.

Анестезиология и  реаниматология является отраслью медицинских знаний, изучающей причины возникновения, особенности развития критических состояний у больных и пострадавших и их лечения,  а также возможности управления жизненно важными функциями организма во время анестезии при травматичных операциях и вмешательствах.

Предметом изучения анестезиологии и реаниматологии являются  способы защиты пациента от операционной травмы, целенаправленного повышения резервных возможностей организма, осуществление при необходимости коррекции возникающих вследствие операции функциональных сдвигов, а также методы и приемы максимально быстрого выведения больного из угрожающего жизни состояния, предупреждения и лечения острого и хронического болевого синдрома.

Объектом анестезиологии  и реаниматологии являются больные, пострадавшие и раненые различного профиля, лечение  которых в клинической практике осуществляется с участием анестезиологов-реаниматологов.

Целью изучения  данной дисциплины является обучение выпускника СПбГУ приемам диагностики и лечения жизнеугрожающих состояний в объеме врачебной помощи, а также знакомство его с основными способами анестезиологической защиты при разных оперативных вмешательствах, а также методами и средствами интенсивной терапии в периоперационном периоде с подготовкой его к практической деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и «Квалификационными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040100 — Лечебное дело».

Задачи обучения : подготовка высококвалифицированного врача, обладающего знаниями по диагностике и лечению неотложных состояний, имеющего представление о современных возможностях анестезиологической и реаниматологической помощи, которые необходимы для обеспечения профессиональной деятельности по своему  профилю. 

Помимо высокого профессионального уровня, в процессе обучения предусматривается воспитать у обучающегося высокие морально-психологические, нравственные и волевые качества, необходимые врачу. В частности,  готовность на основе фундаментальных знаний медицинских, гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин рационально использовать приобретенные знания и опыт, а также оперативно решать сложные профессиональные задачи в нестандартных ситуациях, требующих инициативы, быстрой мобилизации своих возможностей.

Тематический план лекций по дисциплине:

  1. Организация анестезиологической и реаниматологической службы. Особенности и современные тенденции. Компоненты анестезии и интенсивной терапии.
  2. Острая дыхательная недостаточность. Клиника, диагностика, принципы интенсивной терапии.
  3. Респираторный дистресс-синдром. Клиника, диагностика, интенсивная терапия.
  4. Терминальные состояния. Классификация, клиника, патофизиология, методы интенсивной терапии
  5. Острая недостаточность кровообращения. Классификация, клиника, диагностика, основные направления интенсивной терапии.
  6. Коматозные состояния. Клиника, диагностика и интенсивная терапия.
  7. Сепсис и септический шок. Клиника, диагностика, интенсивная терапия.

Рабочая программа дисциплины

 

Внеаудиторная работа со студентами

На кафедре существует кружок СНО, который посещают студенты 3–6 курсов. Задачей СНО является дополнительная подготовка в области фундаментальных медицинских дисциплин, необходимых для дальнейшего освоения специальности анестезиология и реаниматология. Студенты делают доклады, участвуют в обсуждении темы совместно с руководителем СНО (доцент С.В. Ковалев). Также студенты выполняют обзоры литературы по избранным тематикам и также готовят по результатам доклад.  Из числа членов СНО ежегодно несколько человек выполняют на нашей кафедре выпускную квалификационную работу, участвуют в конкурсном отборе в клиническую ординатуру.

Последипломная подготовка


Формы постдипломной подготовка на кафедре:

  1. Клиническая ординатура (очная форма обучения)
  2. Клиническая аспирантура (очная и заочная форма обучения)
  3. Тематический сертификационный цикл усовершенствования (144 часа)
  4. Программа профессиональной переподготовки (506 часов).

Клиническая ординатура

Поступление в клиническую ординатуру кафедры анестезиологии и реаниматологии проходит по результатам письменного вступительного экзамена. Имеется возможность обучения за счет федерального бюджета или на платной (контрактной) основе.

Срок обучения в клинической ординатуре — 2 года, в конце обучения проводится Итоговая государственная аттестация с выдачей свидетельства об окончании клинической ординатуры и сертификационный экзамен с выдачей сертификата специалиста по анестезиологии и реаниматологии.

Цель учебных занятий: подготовка квалифицированного врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога,обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Анестезиология и реаниматология»

Задачи учебных занятий:

  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача анестезиолога-реаниматолога и способного успешно решать свои профессиональные задачи.
  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача анестезиолога-реаниматолога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии.
  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере анестезиологии.
  4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов.
  5. Сформировать у врача знание устройства и умение пользоваться современной наркозно-дыхательной и следящей аппаратурой, обучить существующим технологиям мониторинга.
  6. Подготовить специалиста, способного провести анестезиологическое обеспечение в различных областях хирургии у пациентов всех возрастных групп с учетом имеющейся сопутствующей патологии.
  7. Подготовить специалиста, владеющего современными методиками проведения интенсивной терапии при различных заболеваниях, состояниях и травмах, освоившего технологии поддержания и протезирования функций организма человека.
  8. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по анестезиологии и реаниматологии и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
  9. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

Обучение включает в себя теоретический курс (лекции, семинары) и практические занятия, которые проводятся на клинических базах кафедры. Теоретический курс, который проходит на кафедре анестезиологии и реаниматологии включает в себя следующие учебные дисциплины по специальности Анестезиология и реаниматология:

  1. Способы защиты пациента от операционного стресса при абдоминальных, торакальных, сердечно-сосудистых хирургических вмешательствах.
  2. Критические состояния и интенсивная терапия при хирургической и терапевтической патологии.
  3. Клиническая анатомия, физиология и биохимия.
  4. Клиническая фармакология в анестезиологии и реаниматологии.
  5. Респираторная поддержка.
  6. Регионарная анестезия.
  7. Неотложная токсикология и наркология.
  8. Лечение острых и хронических болевых синдромов.
  9. Сепсис и септический шок.

В рамках приобретения необходимых мануальных навыков проводится обучающий симуляционный курс с использованием манекенов. Таким образом, отрабатываются навыки интубации трахеи, катетеризации центральных и периферических вен, регионарной анестезии, мероприятий по сердечно-легочной реанимации и т.п. Практическая работа ординаторов проходит в отделениях анестезиологии и реанимации крупных медицинских центров Санкт-Петербурга: НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, Александровская городская больница, Введенская клиническая больница, Городская многопрофильная больница № 2. В этих стационарах клинические ординаторы под руководством преподавателей кафедры, ведут лечебную работу совместно с врачами анестезиологами-реаниматологами и заведующими профильных отделений. В течение первого года обучения практика проходит в операционных, где приобретаются навыки проведения анестезии в различных областях хирургии. Обязательными являются дежурства клинических ординаторов по скорой помощи, освоение принципов проведения экстренной анестезии в ургентных ситуациях. На втором году обучения практическая работа ординаторов проходит в отделениях реанимации и интенсивной терапии, где приобретаются навыки ведения больных в критических состояниях и планового послеоперационного лечения. Клинические ординаторы участвуют в обходах  и клинических разборах, которые проводятся на клинической базе.

 

Клиническая аспирантура

Обучение в аспирантуре осуществляется в очной и заочной формах. См. http://abiturient.spbu.ru/

Цели и задачи учебных занятий

Цель учебных занятий: Углубление и расширение знаний в области анестезиологии-реаниматологии, необходимых для подготовки  квалифицированного врача-исследователя, готового к  самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности  по специальности «Анестезиология и реаниматология».

Задачи учебных занятий:

  1. Углубленное изучение современных методов оказания анестезиологической помощи в различных областях медицины.
  2. Углубленное изучение методов интенсивной терапии критических состояний и способов частичного и полного замещения функций органов и систем.
  3. Ознакомление врача-исследователя с последними научными достижениями в области анестезиологии и реаниматологии и результатами основных зарубежных и отечественных научных исследований последних лет.
  4. Подготовка специалиста готового к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области анестезиологии-реаниматологии и смежных медицинских дисциплин.
  5. Подготовка специалиста готового к самостоятельной педагогической деятельности в области анестезиологии и реаниматологии

Тематический сертификационный цикл «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии»

Цикл тематического усовершенствования проводится ежегодно, как на бюджетной, так и на платной основе. Длительность обучения — 144 часа, по окончании выдается удостоверение о повышении квалификации и продлевается сертификат специалиста.

Цель учебных занятий цикла:

На основе последних достижений в области медицинских дисциплин и особенностей профессиональной деятельности углубить теоретические знания и усовершенствовать практические навыки  врача-специалиста  анестезиолога-реаниматолога и расширить профессиональные компетенции в области наиболее актуальных проблем специальности «Анестезиология и реаниматология».

Задачи учебных занятий:

  1. Совершенствовать профессиональную подготовку врача анестезиолога-реаниматолога в области юридических аспектов специальности.
  2. Расширить знания и совершенствовать практические навыки в области этиологии, патогенезе, диагностики и современных методик лечения острых и хронических болевых синдромов у пациентов всех возрастных групп с учетом имеющейся сопутствующей патологии.
  3. Совершенствовать знания врача анестезиолога-реаниматолога в вопросах диагностики и лечения сепсиса у больных хирургического профиля, пациентов с политравмой и термическими поражениями.
  4. Углубить имеющиеся знания и совершенствовать практические навыки в проведении респираторной поддержки у больных СОЛП, РДС и других критических состояниях, в т.ч. с использованием дыхательной аппаратуры экспертного класса.
  5. общей анестезии в различных областях хирургии, в том числе с применением регионарной анестезии и современных ингаляционных анестетиков.

Основные направления научной деятельности кафедры

 Анестезиологическое и реаниматологическое обеспечение кардиоторакальных, общехирургических, сосудистых, урологических и прочих операций и вмешательств; Реанимационная помощь больным с острым инфарктом миокарда, нарушениями сердечного ритма и дыхательной недостаточностью; Усовершенствование методов диагностики и интенсивной терапии пострадавших с тяжелыми сочетанными травмами, экзогенными интоксикациями, тяжелым сепсисом и септическим шоком, сопровождающихся выраженными гемокоагуляционными нарушениями; Лечение выраженных болевых синдромов.

 

 

Клинические базы

  • СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница №2»
  • ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. И.И. Джанелидзе»
  • СПбГБУЗ «Введенская городская клиническая больница» (Больница N32)
  • ФГБУ «СПбНИИ Фтизиопульмонологии» МЗ РФ
  • СПб ГБУЗ «Госпиталь ветеранов войн»

Санкт-Петербургский государственный университет © 

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.