Научный парк: на пути в завтрашний день

Вначале два факта. Первый: в октябре 2006 года, когда ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая предложила декану юридического факультета Н. М. Кропачеву занять должность первого проректора СПбГУ, на заседании Сената СПбГУ деканы факультетов перечисляли основные проблемы, которые надо срочно начать решать ректору Л. А. Вербицкой и новому первому проректору Н. М. Кропачеву. Среди этих проблем на одном из первых мест стояла проблема аварийного состоянии практически всего имущественного комплекса Университета: зданий, спортивных объектов, баз практик, административных и хозяйственных помещений и, в том числе, приборной базы для проведения научных исследований, которая к тому времени уже несколько десятилетий не соответствовала решению задач, стоящих перед современным научно-образовательным учреждением (см. «Правила формирования ЦЧНР» http://spbu.ru/structure/dekanskie/17427-dekanskoe-soveshchanie-ot-9-iyulya-2012-g.html, п. 2).

Факт второй: в декабре 2013 года на заседании Ученого совета СПбГУ член-корреспондент РАН В. П. Анаников, заведующий лабораторией в Институте органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН, профессор МГУ, ставший руководителем лаборатории кластерного катализа СПбГУ, назвал три причины, почему он участвовал в конкурсе крупных грантов СПбГУ. И одна из них: создан Научный парк с суперсовременным оборудованием, где он может проводить те физико-химические исследования, которые ему необходимы для работы (см. http://spbu.ru/news-spsu/19785-itogi-zasedanij-uchenogo-soveta-spbgu-23-dekabrya-2013-g, раздел «Научные доклады»)! Между этими датами — всего семь лет!

В дополнение приведем и третий пример: на заседании Ученого совета Университета 27 января 2013 года академик А. И. Русанов сказал: «Мы перешли в счастливое состояние. Ну, никогда у нас не было таких условий для научной работы, как сегодня...» (см. http://spbu.ru/news-spsu/19999-itogi-zasedaniya-uchenogo-soveta-spbgu-27-yanvarya-2013-g, раздел «Итоги научно-исследовательской деятельности…»; http://spbu.ru/structure/top-management/rector/rector-priem/otvety-priem/structure/dekanskie/22715-184-materialy-rektorskogo-soveshchaniya-ot-08-12-2014, п. 7).

Почти с нуля

Впервые более чем за четверть века в Университете в 2007 году было закуплено несколько крупных современных научных приборов и оборудование на несколько десятков миллионов рублей. К тому времени наши ученые уже отвыкли ставить современные научные эксперименты в стенах родного Университета и вынуждены были проводить свои исследования на научном оборудовании зарубежных научных центров. Прошло еще полтора года, и все универсанты радовались серьезной победе: в 2009 году был принят закон «о двух университетах». Это позволило руководству СПбГУ добиться принятия еще и Программы развития СПбГУ до 2020 года, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ. Этот документ, в отличие от закона «о двух университетах», в коллективе Университета вызвал далеко не однозначную реакцию. За многие десятилетия универсанты привыкли к тому, что принимаются программы, утверждаются планы, перед Университетом ставятся задачи, а вот финансовой поддержки всех этих планов, программ и обязательств никто не выделяет. Довольно скоро стало понятно, что в данном случае руководству Университета удалось добиться решения и второй задачи. В результате появилось решение Правительства о выделении бюджетного финансирования для выполнения Программы развития.

В Программе развития СПбГУ были определены основные направления развития Университета на 2010–2020 годы (см. http://spbu.ru/structure/documents/programma-razvitija-spbgu) и четко зафиксированы показатели (в том числе ежегодные), которых должен достичь коллектив Университета в учебной и научной деятельности. Таким образом, деньги Университету даны были для выполнения конкретных обязательств, зафиксированных в Программе развития. Уровень требований к коллективу Университета резко возрос. Если раньше годовой отчет Университета, по сути, сводился к двум цифрам: сколько студентов принято в Университет и сколько выпускников получили диплом СПбГУ, то теперь Университет должен каждый год выполнять конкретные показатели, установленные в Программе развития на этот год.

Для восстановления, по сути, разрушенной материальной научной базы Университета необходимо было более 60 млрд рублей, а выделено было всего 5 млрд рублей на 3 года, без каких-либо обещаний продолжения финансирования в последующие годы. Поэтому было решено на эти деньги за три года сделать долгосрочные вложения в материальную базу Университета. На первом этапе были выбраны следующие направления:

  • создание парка современного научного оборудования,
  • расширение доступа научно-педагогических работников к современным научным электронным ресурсам,
  • создание современных учебно-научных лабораторий,
  • оснащение рабочих мест для научно-педагогических работников.

C началом реализации Программы развития в 2010 году началось формирование того мощного Научного парка, которым сегодня гордится Университет (см. «О проектах документов о ресурсных центрах» http://spbu.ru/structure/dekanskie/4146-4146, п. 3; «Началась закупка оборудования для ресурсных центров» http://spbu.ru/structure/dekanskie/4164-4164, п. 2; «О результатах обсуждения положений о ресурсных центрах» http://spbu.ru/structure/dekanskie/4264-4264, п. 3; «Об университетских ресурсных центрах» http://spbu.ru/structure/dekanskie/4278-4278, п. 8; «Ресурсные центры» http://spbu.ru/structure/dekanskie/4389-4389, п. 8; «Директора ресурсных центров СПбГУ» http://spbu.ru/structure/dekanskie/4689-4689, п. 2; «О формировании штата ресурсных центров СПбГУ» http://spbu.ru/structure/dekanskie/5477-5477, п. 5). Уже при формировании первых подразделений Научного парка СПбГУ, отдельных ресурсных центров, весной 2011 года незыблемо соблюдались правила, которые стали основой для построения всего Научного парка:

  • широкое предварительное обсуждение в Университете перечня закупаемого оборудования;
  • внешняя экспертиза предложений и проектов универсантов;
  • самое широкое обсуждение практически с нуля создаваемых новых правил организации работы в Научном парке: положения о ресурсных центрах, правил доступа к оборудованию и работы на нем.

Строгое соблюдение первых двух правил позволило выбрать из заявок ученых лучшие, которые удовлетворяют запросы максимального количества пользователей, не тратить лишние деньги на закупку дубликатов, приобретать модели только с принципиально разными возможностями, максимально загрузить приобретенное оборудование. А третье правило дало возможность сформировать первые подразделения Научного парка СПбГУ (ресурсные центры) как центры действительно коллективного пользования: оборудование здесь доступно для всех исследователей (не только Университета, но и других российских и зарубежных вузов и научных центров), а правила работы удобны для пользователей. Это позволяет привлечь крупных ученых к работе в СПбГУ. Например, профессор В. П. Анаников признался: узнав о том, что в СПбГУ открыт 21 ресурсный центр (так было в декабре 2013 года, сейчас в Научном парке уже 25 ресурсных центров — Ред.), вначале не поверил, что все они действительно работают, и попросил организовать экскурсию. А когда приехал и удостоверился, то был в полном восторге оттого, что он может здесь выполнять необходимые научные исследования (см. http://spbu.ru/news-spsu/19785-itogi-zasedanij-uchenogo-soveta-spbgu-23-dekabrya-2013-g, раздел «Научные доклады»).

Наведение порядка1: открытость процедур

Еще раз напомним: первое крупное научное оборудование появилось в Университете меньше 8 лет назад. Но и его закупка не гарантировала появления у наших ученых новых возможностей. Как и раньше, вплоть до 2010 года, в Университете постоянно звучали жалобы: «Такая-то кафедра или такой-то факультет не дают нам / мне возможности пользоваться таким-то оборудованием...». А в ответ раздавались слова: «Это не ваше оборудование! Это оборудование нашей кафедры / факультета...». Порой даже такие слова: «Это оборудование (и далее назывались ФИО конкретного человека)...». То есть любое оборудование воспринималось вовсе не как университетское, доступ к которому возможен для всех универсантов. Заметим, что в то же самое время все здания, базы практик, спортивные объекты, места в общежитиях, книги тоже перестали быть университетскими и превратились в факультетские, а то и в кафедральные «объекты собственности». Все это было совсем недавно. А что касается научного оборудования, то и сейчас, как правило, именно так организовано его использование в подавляющем большинстве образовательных и научных организаций России.

В 2010 году руководство Университета должно было решить две задачи. Первая: правильно определить перечень современного научного оборудования, которое действительно необходимо Университету и будет эффективно использоваться. Вторая: внедрить в жизнь Университета принцип коллективного использования научного оборудования. Для этого надо было создать и внедрить правила, соблюдение которых обеспечит доступ к оборудованию всем пользователям на равных условия, вне зависимости от того, в каких конкретно помещениях (у физиков, химиков, биологов, географов и др.) и тем более, «на каких кафедрах», «в каких лабораториях», будет находиться это оборудование.

Главными инструментами решения первой задачи стали:

  • открытое обсуждение в коллективе Университета вопроса — какое оборудование надо приобретать,
  • конкурс заявок на приобретение нового оборудования,
  • привлечение внешних экспертов для оценки заявок.

Поэтому в нарушение всех предыдущих «традиций» вопрос о том, какое оборудование Университет будет покупать, решался не за закрытыми дверями, в тиши ректоратских кабинетов, а открыто, гласно! По инициативе ректора вопрос: «Какие приборы и комплектующие приобретать?» обсуждали много раз — на заседаниях научных комиссий, ученых советов факультетов, на многочисленных собраниях пользователей. В этих же целях в 2011 году был объявлен специальный конкурс создания ресурсных центров. Было подано около 70 проектов, а утвердили только 21 заявку, да и то не сразу. Авторы заявок предлагали свои варианты оборудования, а участники дискуссий (в том числе и ученые, конечные пользователи) спорили с ними, отстаивая свои предложения. В итоге, опираясь на мнение внешних экспертов и участников публичного обсуждения, был определен перечень приборов и комплектующих, которые и были приобретены для Научного парка Университета.

Решение — объединить все крупное исследовательское оборудование в ресурсных центрах — не вызвало понимания в коллективе ученых. Мало кто верил, что можно организовать коллективное пользование оборудованием с открытой для пользователей системой доступа. Большинство ученых были уверены, что руководители ресурсных центров будут только на словах руководителями центров коллективного пользования. А в действительности же оборудование, поставленное «в помещении конкретного факультета», тут же станет «собственностью этого факультета / кафедры / руководителя ресурсного центра».

Предшествующие десятки лет убедительно доказывали, что все будет именно так! Если бы руководство Университета ограничилось построением воздушного замка — идеальной картинки работы коллектива ресурсного центра в интересах всех универсантов, но при этом не предприняло бы никаких управленческих решений для обеспечения реализации поставленной задачи, то все было бы, как раньше. В Университете и прежде не раз звучали призывы: мы все — универсанты, а потому мы должны в интересах всех использовать и помещения, и книжные фонды, и спортивные объекты, и научное оборудование! Призывы звучали неоднократно, а Университет продолжал жить по неписаному правилу: научное оборудование принадлежит тому коллективу факультета / кафедры, который приобрел это оборудование на «свой грант», на «свои внебюджетные доходы», или которое приобретено, пусть и в централизованном порядке, но «для факультета / кафедры».

В ходе публичных обсуждений были сформулированы два управленческих решения, которые позволили изменить ситуацию:

  • разделение академических и административных полномочий,
  • обеспечение открытости, гласности на всех этапах подачи заявки, выполнения исследования и отчета о нем.

Для реализации первого решения среди участников публичного обсуждения вопроса о том, какое оборудование необходимо приобретать, и участников конкурса на создание ресурсных центров руководством Университета распространялась информация о том, что в ближайшем будущем все сотрудники, которые станут членами коллективов ресурсных центров, должны будут сделать выбор: либо они работают в коллективе ресурсного центра, либо они занимают научно-педагогические должности (причем в первую очередь это касается руководителей ресурсных центров).

«Если не разделить полномочия, может возникнуть конфликт интересов, — объяснил директор Научного парка С. В. Микушев. — Директор ресурсного центра думает: поскольку прибором я распоряжаюсь, то вначале я буду решать на нем свои задачи, а затем — задачи всех остальных пользователей, и наиболее приоритетной будет та комплектация прибора, которая необходима для моих исследований... И каждый проходил момент психологического излома.

Насколько исследования, которые выполняет обычный ученый, — это именно «его» и только «его» исследования? Ведь он выполняет их в рамках госзадания, или по определенному гранту, или по заявке работодателей. Точно так же сотрудник Научного парка проводит измерения по заявкам пользователей. И при этом он успешно использует свой научный опыт и приобретенную квалификацию. Физик-оптик, например, у нас не становится биологом или химиком, он работает как любой экспериментатор, реализуя поставленную задачу, — убежден С. В. Микушев. — Например, есть задача: определить структуру образца. А сотрудник Научного парка решает: какую методику исследования выбрать, какой эксперимент поставить…».

Второе управленческое решение в полной мере было реализовано только в 2013 году, когда ресурсные центры были объединены в Научный парк СПбГУ. До этого в коллективе каждого ресурсного центра закрепились свои условия работы, свои правила, и пользователь, который проводил исследования в нескольких ресурсных центрах, видел эти отличия. После объединения правила пользования оборудованием для всего Научного парка стали общими, выработанными на основе полугодового (на тот момент) опыта работы центров. Эти правила обсуждаются, уточняются, дополняются и совершенствуются до сих пор. Например, и сейчас на портале Университета идет общественное обсуждение этого вопроса (http://forum.spbu.ru/16-obsuzhdeniya-voprosov-nauchnoj-deyatelnosti/121-sovershenstvovanie-sistemy-dostupa-k-oborudovaniyu-nauchnogo-parka-spbgu-i-elektronnym-resursam.html).

Некоторые характеристики правил работы Научного парка СПбГУ, способствующих расширению открытости его работы:

  • процедура подачи и прохождения заявок в ресурсных центрах происходит на сайте СПбГУ;
  • последовательность пользования — в порядке очередности оформления заявок;
  • не только заявки, но и отзывы о работе по выполнению заявок публикуются на сайте СПбГУ;
  • работники ресурсных центров не допускаются к участию в конкурсе на доплаты за научные публикации. Их поощрение происходит по результатам анализа эффективности их деятельности в ресурсных центрах, а не за их научную активность (см. «О ходе обсуждения развития научного парка СПбГУ» http://spbu.ru/structure/dekanskie/20402-149-dekanskoe-soveshchaniya-ot-31-03-2014.html, п. 5).

Достоинства

В Научном парке СПбГУ (см. http://researchpark.spbu.ru/) сосредоточено исследовательское оборудование (общая стоимость — более 7 млрд руб.), которое является исследовательской базой для проведения научных исследований на качественно новом уровне (см. http://spbu.ru/science/nauchnoe-oborudovanie). Уже сейчас основное оборудование в центрах загружено в среднем 16 часов в день. Научный парк — это еще и штат высококвалифицированных специалистов (более 250), которые имеют сертификаты производителей на право обслуживания оборудования. Подавляющее большинство расходных материалов, используемых при проведении исследований, предоставляется Университетом и оплачивается из бюджетных средств.

Все гости, которые за последние годы познакомились с организацией работы Научного парка СПбГУ, отмечают его неоспоримые достоинства:

  • рациональную организацию закупок оборудования (самого современного, которое не всегда имеется даже в ведущих научных центрах мира);
  • административную независимость руководства Научного парка от руководителей исследовательских групп и подразделений СПбГУ;
  • равные возможности использования оборудования всеми сотрудниками и обучающимися Университета;
  • равные возможности использования оборудования учеными других организаций, российских и зарубежных;
  • прозрачность процедуры приема заявок, мониторинг результатов, возможность обратной связи с пользователями оборудования;
  • высокий уровень квалификации инженерно-технических работников, обеспечивающих проведение научных исследований на оборудовании СПбГУ;
  • высокий уровень загруженности научного оборудования.

«Только с января 2015 по июль 2016 года в Научном парке СПбГУ выполнено 1 985 научных проектов, проведено больше 76 936 измерений. По результатам научных исследований, проведенных с использованием оборудования Научного парка, ученые опубликовали свыше 980 статей, из которых более 850 — в журналах, индексируемых в WoS CC и Scopus. Пока не было ни одного отрицательного отзыва о работе ресурсных центров», — сообщил директор Научного парка СПбГУ С. В. Микушев (см. также http://researchpark.spbu.ru/howitworks/stat).

Уже 25 ресурсных центров

В настоящее время в Научном парке СПбГУ открыто 25 ресурсных центров. Они объединены в группы по основным направлениям Программы развития СПбГУ (см. http://researchpark.spbu.ru/):

«Нанотехнологии и материаловедение» (15 ресурсных центров):

  • Магнитно-резонансные методы исследования, Рентгенодифракционные методы исследования, Методы анализа состава вещества, Оптические и лазерные методы исследования, Физические методы исследования поверхности, Термогравиметрические и калориметрические методы исследования, Наноконструирование фотоактивных материалов, Инновационные технологии композитных наноматериалов, Центр микроскопии и микроанализа, МРЦ «Нанотехнологии», Образовательный центр по направлению физика, Образовательный центр по направлению химия, Центр прикладной аэродинамики, Центр исследования экстремальных состояний материалов и конструкций, Центр нейтронных исследований

«Биомедицина и здоровье человека» (5 ресурсных центров):

  • Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники, Развитие молекулярных и клеточных технологий, Культивирование микроорганизмов, ЦКП «Хромас», Центр Биобанк.

«Экология и рациональное природопользование» (3 ресурсных центра):

  • Обсерватория экологической безопасности, Центр дистанционного зондирования Земли и прикладной геоинформатики, «Геомодель».

«Информационные системы и технологии» (2 ресурсных центра):

  • Вычислительный центр СПбГУ, Центр коммуникативных компетенций.

Поскольку ресурсные центры Научного парка СПбГУ разделены по направлениям, то одна из задач — наладить горизонтальные связи между коллективами центров. Для этого регулярно устраиваются тематические семинары — например, по рамановскому (комбинационному) рассеянию света. Можно его изучать в ресурсном центре «Оптические и лазерные методы исследования вещества», а можно — в ресурсном центре «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники». Однако в Научном парке есть центры, в которых подобная проблема не возникает — они изначально направлены на развитие междисциплинарных исследований, например, ресурсный центр «Методы анализа состава вещества», в который для проведения своих исследований может обратиться, как биолог, так и химик, и даже физик.

Для внешних пользователей введено непременное условие: работы в Научном парке СПбГУ выполняются на условиях раздела с Университетом интеллектуальной собственности. В научных статьях, которые подготовлены по итогам работы в Научном парке СПбГУ, необходимо указывать, что исследования выполнены на оборудовании СПбГУ.

Примеры использования оборудования

На страницах журнала «Санкт-Петербургский университет» два года практически в каждом номере в материалах под рубриками: «Научный парк», «Наука и практика», «Гранты» (см. http://journal.spbu.ru/) журналисты рассказывают об уникальном современном оборудовании, которое работает в Университете. Вот несколько примеров (см. «Парк науки и техники» — «СПбУ», № 4–2014: http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/jfiles/06-2014-08.pdf, стр. 46–50; «Шесть приборов и одна дифрактометрия» — «СПбУ», № 3–2015: http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/jfiles/03-2015-03.pdf, стр. 25–29; «Здоровье не купишь, но сохранишь» — «СПбУ», № 7–2015: http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/2015/09/08-2015-07.pdf, стр. 31–33; «Сквозь прибыльные стекла» — «СПбУ», № 1–2014: http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/jfiles/1-2014-02.pdf, стр. 20–23; «Размер имеет значение» — «СПбУ», № 6–2015: http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/jfiles/SPbGU_06_2015_spread.pdf, стр. 27–29; «Когда важное на поверхности» — «СПбУ» № 1–2015: http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/jfiles/01-2015-01.pdf, стр. 26–28).

Привлечение ведущих ученых мира

Открытый доступ к работе в Научном парке позволяет привлекать к сотрудничеству ведущие исследовательские группы со всего мира. В СПбГУ открыты научные лаборатории, которыми руководят:

В СПбГУ работают победители открытых конкурсов мега-грантов Правительства РФ (грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации):

СПбГУ проводит собственные конкурсы на создание научных лабораторий под руководством ведущих ученых. По итогам первого конкурса в октябре 2013 г. (см. http://spbu.ru/science/mega-granty-spbgu/746-pobediteli-konkursa-megagrantov-spbgu/19365-pobediteli-konkursa-megagrantov-spbgu.html) победили:

По итогам второго конкурса крупных грантов СПбГУ в декабре 2014 года (см. http://nauka.spbu.ru/megagrany-spbgu/item/208-pobediteli-konkursa-megagrantov-spbgu-2014) победителями стали:

  • П. А. Певзнер (University of California San Diego, USA), руководитель центра биоинформатики и алгоритмической биотехнологии;
  • Е. В. Чулков (University of the Basque Country, Spain), руководитель лаборатории электронной и спиновой структуры наносистем;
  • Питер Кивисто (University of Turku, Finland), руководитель лаборатории, изучающей транснационализм и миграционные процессы: сравнительный и институциональный анализ;
  • Фредерик ван дер Плоег (University of Oxford, United Kingdom), руководитель лаборатории, изучающей эффективность экономики и окружающей среды;
  • Накум Лилак (City University of New York, USA) , руководитель лаборатории, изучающей интернационализацию политически аффилированных фирм из стран с растущей экономикой.

Science, Nature и др.

В научных статьях, которые подготовлены по итогам работы в Научном парке СПбГУ, пользователи обязательно указывают, что исследования выполнены на оборудовании СПбГУ. В том числе, например, в журналах Science, Nature и других реферируемых изданиях с мировым именем (см. http://spbu.ru/news-spsu/24216-imena-uchenykh-spbgu-na-stranitsakh-vedushchikh-nauchnykh-zhurnalov.html). А профессор В. П. Анаников, заведующий лабораторией кластерного катализа СПбГУ, недавно был признан самым высокоцитируемым ученым России по направлению «Химия» 2015 года (на основе анализа базы Web of Science) в конкурсе, проведенном международной компанией Thomson Reuters совместно с Минобрнаки РФ (см. http://spbu.ru/news-spsu/24922-samyj-vysokotsitiruemyj-khimik-strany-2015-rabotaet-v-spbgu.html). Научные результаты для своих статей он получил на оборудовании Научного парка СПбГУ.

На странице портала Научного парка СПбГУ перечислены публикации пользователей в периодических изданиях за 2013–2016 год (их здесь 1 450): http://researchpark.spbu.ru/howitworks/publication. На сайте каждой из перечисленных выше научных лабораторий СПбГУ есть страница «Публикации»: например, в лаборатории оптики спина им. И. Н. Уральцева (см. http://solab.spbu.ru/index.php/ru/publication-4.html#&panel1-1&panel2-1&panel3-1&panel4-1); в центре геномной биоинформатики им. Ф. Г. Добржанского (см. http://dobzhanskycenter.bio.spbu.ru/ru/archives/3219); в лаборатории биомолекулярного ЯМР (см. http://bio-nmr.spbu.ru/ru/publikatsii/). А, к примеру, сотрудники Института трансляционной биомедицины СПбГУ в 2015 году опубликовали 74 статьи в международных журналах с общим импакт-фактором 333,6 (см. http://biomedinstitute.spbu.ru/ru/publications_ru).

Собрать разбросанное и использовать

Постепенно стал ясен еще один аспект проблемы: организация использования научного оборудования СПбГУ (помимо оборудования, расположенного в Научном парке СПбГУ). В Университете существуют тысячи единиц оборудования, не входящего в состав ресурсных центров Научного парка СПбГУ. Даже просто увидеть его и то сложно: оно размещено во многих помещениях, не всегда учтено, загружено слабо, используется неэффективно. После приема ректором одного из ученых СПбГУ, который пожаловался на то, как его не допускали до оборудования, стоящего на его кафедре (см. «Неожиданное предложение» — http://spbu.ru/obrashcheniya-k-rektoru/23220-159-materialy-s-priema-grazhdan-24-02-2015, п. 2), ректором поставлена задача: создать реестр оборудования, не входящего в состав ресурсных центров Научного парка СПбГУ, и регламенты, правила пользования, удобные для всех. Обеспечение условий равного доступа всех исследователей ко всему оборудованию будет выгодно многим ученым.

На первом этапе создается открытая база данных об имеющемся оборудовании, содержащая сведения о научном направлении, в котором используется данный прибор, его местоположении, полученных результатах и проектах, а также сведения об основных технических характеристиках прибора и расходных материалах для его эксплуатации (см. «Об эффективности использования оборудования, не входящего в состав Научного парка СПбГУ» — http://spbu.ru/structure/dekanskie/23863-207-materialy-rektorskogo-soveshchaniya-ot-25-05-2015, п. 8).

Если оборудование долго не востребовано — это плохо, и надо искать формы его использования другими научными группами. Нужен соответствующий регламент. Его разработка должна быть предметом широкого обсуждения. Создание информационного ресурса, содержащего детальные сведения об оборудовании и результатах его применения, поможет прояснить общую картину экспериментальных исследований, выполняемых на оборудовании вне структуры ресурсных центров. Обобщение этих данных и дальнейшее обсуждение с научным сообществом могут привести к конкретным предложениям по повышению эффективности использования оборудования (подробнее см. http://spbu.ru/podrobnosti/24334-sobrat-razbrosannoe-i-ispolzovat.html).

Наведение порядка2: новое оборудование

Иногда встает вопрос: приобретать ли новое оборудование, которого не хватает для решения возникшей новой задачи, или воспользоваться тем, что есть у партнеров. Например, два года назад для проведения одной серии измерений нашим ученым потребовался мощный микроскоп «Титан» (который стоит 1 млрд рублей, плюс стоимость обучения сотрудника для работы с ним, плюс затраты на его содержание и эксплуатацию). Дружеские контакты СПбГУ и Курчатовского центра помогли узнать, что такие микроскопы есть в Курчатовском центре (два, с разными функциями), а еще — в Университете Каролина (Швеция). Ученые СПбГУ воспользовались имеющимся у партнеров оборудованием, и Университет не стал приобретать свое.

Другой пример: в 2014 году был создан новый ресурсный центр «Центр Биобанк». Данный центр является не только уникальным специализированным криохранилищем биологических материалов, но и базой данных о клинической, лабораторной и персональной информации (см. http://researchpark.spbu.ru/biobank). Первый в России биобанк предназначен для достижения глобальных научных и медицинских целей — осуществления биомедицинских исследований основ здоровья и долголетия человека. РЦ «Центр Биобанк» создавался, когда исследователи СПбГУ стали в 2014 году победителями конкурса грантов Российского научного фонда (750 млн рублей) и приступили к осуществлению уникального для нашей страны проекта по развитию трансляционной биомедицины (см. http://spbu.ru/news-spsu/22388-spbgu-poluchil-750-millionov-rublej-na-razvitie-translyatsionnoj-biomeditsiny.html). А затем стали осуществлять реализацию проекта «Российские геномы» по созданию базы данных, содержащей информацию о последовательности молекулы ДНК жителей разных регионов России (см. http://genomerussia.bio.spbu.ru/). Для выполнения таких глобальных задач приобреталось новое оборудование. И есть результат: уже сейчас по результатам начатых исследований опубликовано 3 статьи в Science, еще несколько десятков статей — в научных журналах высокого уровня.

Пример третий: еще в 2007 году по инициативе коллектива кафедры оптики, поддержанной деканом факультета, был приобретен комплекс «Универ-М» стоимостью 125 млн рублей. Комплекс был приобретен, а дальше? В те годы все еще продолжало действовать неписаное правило: оборудование купили для кафедры, поэтому оборудованием распоряжается кафедра и, соответственно, кафедра и должна обеспечивать работу оборудования. Но на содержание этого дорогостоящего оборудования у ученых-физиков попросту не было средств. В конце концов, сами ученые инициировали решение о его передаче в Научный парк. Оборудование было принято в Научный парк, но на то, чтобы его «реанимировать», потратили еще более года! К параметрам точности такого оборудования предъявляются повышенные требования, а его содержание, обслуживание и ремонт — довольно дорогостоящие процедуры.

Уже много случаев, когда оборудование, находящееся вне Научного парка, по инициативе научно-педагогических работников передается в Научный парк. С. В. Микушев сформулировал два правила, которые соблюдаются при такой передаче:

  • обязательность общего доступа к оборудованию и учет его в единой университетской информационной базе данных (чтобы все исследователи знали о его наличии и параметрах);
  • инженер-исследователь, который прежде работал на этом оборудовании, переходит на работу в Научный парк.

При этом нет требования: убрать приборы из «помещения кафедры» и физически перенести в Научный парк — они могут оставаться на прежнем месте. По мере передачи оборудования оно учитывается и анализируется его эффективность: работоспособное — будет обслуживаться, а неработоспособное — списываться.

Могут ли сами исследователи работать на оборудовании Научного парка СПбГУ? Могут, если подтвердят свою квалификацию (предъявят соответствующий сертификат, свидетельствующий, что ученый прошел необходимое обучение). Есть оборудование распространенное — многие умеют им пользоваться (например, рентгеновское для порошковой дифракции или оптическое для исследования спектров поглощения-пропускания). Есть более сложное, более специфическое и более дорогостоящее (например, для дифрактометрии высокого разрешения) — проводить на нем измерения помогают работники Научного парка. Кроме того, действуют программы дополнительного образования, которые осваивают ученые Университета, и курсы повышения квалификации для обучения работе на сложных видах оборудования.

Часто для того, чтобы получить доступ для работы на дорогостоящем оборудовании, необходимо получить сертификат компании-производителя. Это довольно дорого (например, поездка в США на 3 дня для сдачи квалификационного экзамена и получения сертификата обойдется в 700 тыс. рублей!). Иногда проще (и дешевле) пригласить в Университет специалиста компании-производителя на одну-две недели, устроить здесь краткое обучение наших сотрудников с практикой работы на оборудовании. Например, к нам приезжали специалисты одного из мировых лидеров в производстве научного оборудования — компании Bruker.

Завтрашний день науки

Научный парк — сильное конкурентное преимущество Университета, один из немногих в России реально действующих центров коллективного пользования. Это еще раз подтвердила конференция Министерства образования и науки РФ по вопросам развития центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, которая состоялась в СПбГУ в июне 2015 г. (см. В СПбГУ обсудили работу центров коллективного пользования). С уникальным оборудованием и организацией работы Научного парка СПбГУ познакомились более 150 ученых, представителей национальных исследовательских и федеральных университетов, государственных научных центров, учреждений государственных академий наук. Конференция еще раз доказала, что принципы организации Научного парка СПбГУ (сосредоточение научного оборудования в ресурсных центрах, всеобщий равный доступ к оборудованию, разделение административных и академических полномочий) верны (см. «О работе центров коллективного пользования и Научном парке СПбГУ» — http://spbu.ru/structure/dekanskie/23982, п. 2).

Представители Минобрнауки РФ и коллеги из Уральского федерального университета, Дальневосточного федерального университета, Курчатовского центра высказали свое удовольствие от увиденного в Научном парке СПбГУ, высказали мнение, что это — завтрашний день науки в России. По мнению президента НИЦ «Курчатовский институт» и декана физического факультета СПбГУ Михаила Ковальчука, даже в США нет университета с таким уровнем оснащения (см. http://spbu.ru/smi/o-nas-pishut/26326-mikhail-kovalchuk-v-programme-polnyj-kontakt-na-radio-vesti-fm.html)